«Еще в начале нашего приезда в Лаос в туристическом информационном центре города Луанг-Прабанг заметила я на карте на юге страны живописную фотографию маленького круглого озера Нонг Фа. С тех пор не выходило оно у меня из головы…»
Из воспоминаний Маринки
Предыстория
3 января 2015 года
Лаос, город Паксе, вечер. На завтра намечен выезд на большой круг плато Болавен.
— Костик, я очень хочу увидеть озеро Нонг Фа.
— А далеко?
— Ну, километров 50… ммм… нет, наверно, 100 в сторону от плато Болавен.
— Тебе оно надо?
— Надо.
— Точно?
— Точно!
— Хорошо, поедем на твое озеро.
4 января 2015 года
Лаос, город Секонг, вечер. На завтра намечен съезд с маршрута к озеру Нонг Фа с предварительной ночевкой в г. Аттапы.
— Костя, я проложила маршрут, там до озера оказывается 170 км: 100 по асфальту, 70 по грунтовке.
— Ты с ума сошла?
— Оно очень красивое!
— Дорога хоть нормальная?
— Да, сюда несколько лет назад один парень на мотоцикле ездил из г. Аттапы, туда-назад за один день. Наверно, нормальная дорога.
— Да ну на фиг! 340 км на полуавтомате, который чуть едет?
— Я ж потом переживать буду, что на озеро не съездили…
— Оно того стоит?
— Парень писал, что стоит! Очень красивые горные пейзажи вокруг.
— Так это еще и по горам???
— Ага.
— Что же в нем такого, в этом озере?
— Ну, красивое… Много легенд его окутывает. Есть подозрение, что оно образовалось в кратере вулкана, а может даже метеорита!
— Ты у меня нормальная?!))
— Ну, Костя! Мы уже и так не съездили к мегалитическим сооружениям в Археологическом парке на севере Лаоса, древнюю лаосскую стену в центральной части проморгали, не хватало мне еще пропущенного озера Нонг Фа на юге страны!
— Хорошо, поедем! Главное, чтобы дорога была хорошая.
— Да хорошая там дорога, сто процентов!!!
Как оно было. Мужской взгляд
4 января 2015 года
Лаос, город Секонг, вечер. На завтра намечен съезд с маршрута к озеру Нонг Фа с предварительной ночевкой в г. Аттапы.
В течение всего путешествия по плато Болавен Маринка ноет, что хочет поехать на озеро Нонг Фа. Ёж с ней, поедем завтра. Вдруг оно на самом деле красоты неописуемой, с разнообразной флорой и фауной. Грех упускать возможность, тем более, что дорога хорошая…
6 января 2015 года
Лаос, город Аттапы, утро.
Проснулись мы не выспавшимися. Возможно от того, что были немного взволнованы предстоящей поездкой или из-за того, что наша кровать стояла не по феншую. А может просто потому, что по соседству с нашей комнатой располагался караоке, и пьяные местные полночи горлопанили свои одинаковые песни? Когда заселялись, что-то никто нам не намекнул, что отель с сюрпризом. 🙁 Радовало одно: поедем по хорошей дороге…
Завтракать не стали, быстро собрались и поехали намеченным накануне маршрутом. Дорога не близкая, но одно радовало: поедем по хорошей дороге…
Километров через 50 мы увидели приятную кафешку возле озера. Решили остановиться и позавтракать. Пока нам готовили еду, сходили посмотреть на красивых рыбок в воде, сфотографировали великолепные пейзажи вокруг. Настроение ползло в верх, желудок благодарно урчал в предвкушении ароматного супа. Не смущала даже бешеная белка, носившаяся по клетке, в которой сидели куры…
Суп на самом деле оказался божественным. Покончив с завтраком, мы увидели, что повара начали готовить новое блюдо. Издали не совсем было понятно, что лежит на гриле. Подойдя поближе, мы поняли, почему по клетке так неистово крича бегала белка.
Напоследок нам перешли дорогу четыре черных фазана, вернув настроение к исходной точке. Радовало одно: едем по хорошей дороге…
Километров через 60 Маринка попросила свернуть на дорогу, качеством похуже, и проехать километров 70. По началу я не стал расстраивать супругу — это направление даже с натяжкой трудно назвать дорогой. Красно-оранжевый песок с большими камнями, местами, переходящими в валуны. Но потом начались горы. Наша дырдалка и так ехала не больше 20 км в час, а под гору Маринке приходилось слезать и подниматься пешком. Вечер обещал быть томным…
Пешие перевалы в скором времени Маринке надоели, и она придумала способ езды, при котором не обязательно слазить с мотоцикла под гору: поступательными движениями взад-вперед нижней половиной туловища она раскачивала наше средство передвижения, придавая ему тем самым необходимый импульс в нужный момент. И мотик тянул. Захлебывался, но тянул под гору! Ехать стало веселее…
Через несколько часов мы все рыжие от пыли, уставшие и злые, все же добрались до ставшего уже практически родным озера Нонг Фа. Разочаровать оно нас априори не могло – такой путь проделан, столько сил и времени потрачено. А сколько нового узнала Маринка о себе от мужа… 🙂
Все бы хорошо, но начало темнеть. Мы умылись, побродили вдоль озера, сделали несколько фоток. План минимум выполнен, пора собираться обратно. На самом деле, очень хорошо, что назад передвигались в полумраке – смотреть на то, по чем мы ехали, второй раз не было никакого желания. Маринка усовершенствовала свой способ помощи нашему железному коню при подъеме, поэтому назад было ехать быстрее и веселее. Пару раз я даже вспоминал, что такое третья передача. Радовало все: что мы все-таки доехали до озера Нонг Фа, что до ночлега осталось всего каких-то 50 километров, что наш мотоцикл ни разу не подвел и что, не смотря на все опасности и бездорожье, мы не пробили колесо…
Мы пробили колесо. Не доехав до гостиницы 40 км. Не беда, палец вверх – кто-нибудь да поможет! Правда, сейчас уже почти ночь, а за последний час нам никто по дороге так и не встретился. Стало не до радости…
Благо из-за поворота показался одинокий фонарик. Упустить такой шанс мы не могли – перегородили дорогу местному на мотоцикле, заставив остановиться. Он был немного пьян и ни слова не понимал по-английски. Но донести ему свою проблему мы сумели. Вьетнамец (да-да, в этой местности живут вьетнамцы) позвонил приятелям, после чего жестами заверил нас, что все будет хорошо…
Минут через 40 приехали два «шиномонтажника» на мопеде. Они были пьяные, но с покрышкой и инструментами. Еще минут через 40 они поняли, что не хватает нужного ключа, без которого так и не смогли открутить колесо. Вьетнамец предложил поехать с ними в деревню, благо находилась она всего в 5 километрах от места поломки, за перевалом. Делать нечего, двинули в путь…
В деревне все уже спали, а те, кто не спал, помочь нам не смогли. Вьетнамец сказал, что нужно подождать до завтра, а утром он все сделает! Предложил переночевать у себя в доме. Кроме пола, в доме ничего не оказалось, поэтому мы попросили его найти нам отель. Каково же было наше удивление, но в этой деревушке оказался мотель для дальнобойщиков. Хозяин, скорее всего, в первый раз видел белых людей вживую и от счастья заломил за свои «апартаменты» 10$. У меня было только 12,5$ одной бумажкой в местной валюте. На сдачу получил 2 баночки колы и 2 бутылки воды.
Нас сопроводили в комнату, показали, где находится ванная и туалет. Естественно, постельное белье после предыдущих постояльцев никто не менял.
А еще мы вспомнили, что после увиденных жареных белок так больше ничего и не ели за день. Выпили по банке колы, оделись и легли спать. Радовало только одно: такое Рождество мы запомним надолго!
Полезная информация по озеру Нонг Фа для безумцев
Озеро Нонг Фа, Нонгфатом или Небесное озеро находятся в южной провинции Аттапы, недалеко от границы с Вьетнамом в гористом отдаленном районе. Высота над уровнем моря 1158-1214 метра. Глубина озера 78 метров (не подтверждённые данные). Озеро образовалось то ли в кратере древнего вулкана (давняя версия), то ли в кратере упавшего метеорита (последние данные). Из-за недоступности и небольшого уровня исследования озеро приобрело легенды. Одна из них гласит, что в озере живет огромный монстр, который съедает всех, кто попытается зайти в него. Поэтому лаосцы в нем не купаются.
Часть пути (100 км) проходит по хорошей асфальтированной дороге, ведущей во Вьетнам. Первые километров 50 – дорога равнинная. Потом начинается первый перевал, после которого будет практически единственная деревня до поворота на грунтовку. Словом, именно в этой деревне нам и довелось заночевать на обратном пути. После следует довольно живописная немного серпантинистая дорога. По пути встречаются небольшие водопады.
Недалеко от границы перед мостом через реку Се-Ксу был КПП, где у нас поинтересовались, куда держим путь. Сказали, к озеру Нонгфа. Через 300 м в деревне будет поворот налево, где и начинается зловещая грунтовка длиной 65 км. Чтобы заправится, нужно поворот чуток проехать. Там будет заправка-разливуха. Больше возможности пополнить топливный бак не будет.
Так как русско-лаосская исследовательская группа нашла в этом регионе залежи сапфиров и золота, в интернете прошла информация о том, что для посещения озера Нонг Фа нужно заранее получить письменное разрешение в Аттапы. Более того, путешествие к озеру возможно только с гидом. Проверяют разрешение в одной из деревень за 15-20 км до озера. Учитывая тот факт, что отчеты о посещении озера в интернете практически отсутствуют, то мы осмелились предположить, что специально никто не будет стоять на стороже и ждать одного туриста в год. Проезжать деревни мы старались быстро, не останавливаясь и не фотографируя. У нас все получилось. Хотя в один момент кто-то нас окликал. Мы проигнорировали.
На одном из участков пути видны разработки. Видимо, здесь и залегают те самые золото-сапфирные запасы.
На смотровые площадки у озера Нонгфатом мы залезть не успели, солнышко спряталось за облака, поэтому такого фото, как на карте из Луанг Прабанга, не получилось.
P.S. Еще одна небольшая ремарка для отчаянных: после поездки у Костика еще неделю тряслись руки от мотоцикла. Было не очень весело наблюдать за тем, как он вспоминает озеро Нонгфа за обедом – в руках не то, что палочки не держались, ложка не всегда спасала.
Озеро Нонг Фа на карте Лаоса:
Расшифровка меток на карте:
- Синяя – озеро Нонгфатом.
- Желтая – поворот на грунтовку.
- Бордовая – старт пути – г. Аттапы.
По прошествии времени мы можем смело сказать, что поездка к озеру Нонг Фа стала одним из самых ярких приключений за время нашего годового путешествия по Юго-Восточной Азии.
Костя и Марина Саморосенко
Ребята, вы молодцы! Прочитала на одном дыхании! 🙂 А мы ленивые стали: если дорога становится не асфальтовая, я говорю, что не, нам дальше не надо :)))
Оля, да мы и не знали, что ожидает нас впереди. А после сотни километров уже грех разворачиваться. Тут уже принцип 🙂
Очень интересно что потом было? Вам починили мотоцикл или утром тоже все пьяные были?
Анжелика, утром меня уже поджидал мопед, на котором я доехал до нашего вчерашнего приятеля. Как и обещал, мотоцикл наш он починил, причем поменял не только камеру — даже покрышку новую поставил. А на счет алкоголя у лаосцев и вьетнамцев, так это любимое занятие, как нам показалось. С пивком мы их замечали частенько и по утрам 🙂 .
Спасибо за увлекательный рассказ. Я вообще себе не представляю как можно поехать в чужой стране неизвестно куда да еще без знания языка. Вы просто крэйзи.))) Жду еще чумовых историй от вас.
Так сколько километров от города Паксе до озера НОнг Фа ?
От Паксе 340 км, но мы к Нонг Фа выезжали из города Аттапы, что в 170 км от этого озера.